Классный сайт
Классный сайт
Классный сайт
Воскресенье, 19.05.2024, 13:23Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Мини-чат

Готовимся к ГИА 2013


Федорина Е.Г., педагог- консультант, делится опытом
  

Практикум по написанию сочинения

Сочинение № 1

C2. Напишите  сочинение-рассуждение,  раскрывая  смысл  высказывания  известного российского лингвиста  А. А. Реформатского: «Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, т. е. понимания человеком действительности и себя в ней».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами  А. А. Реформатского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не  оценивается.  Если  сочинение  представляет  собой  пересказанный  или полностью  переписанный  исходный  текст  без  каких  бы  то  ни  было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

Текст из варианта №  4. Диагностическая работа №2  по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 28 февраля 2012 года

 (1)Весь  год  девятиклассники,  изучая  литературу,  были  погружены в девятнадцатый  век.  (2)Декабристы  –  сердце  русской  истории,  лучшая  её легенда – страшно их увлекали. (3)Илья даже собрал собственную портретную галерею декабристов, переснимал их портреты из книг. (4)В какой-то момент Саня,  разглядывая  самодельный  Илюшин  альбом,  ткнул  пальцем  в  одного усатого  и  довольно  лохматого  и  запросто,  как  вещь  незначительную  и обыкновенную, сказал: – (5)Какой-то там прабабки брат был этот Лунин. (6)Бабушка говорит, что он был без страха и упрёка. (7)Двое декабристов было у нас в родне. (8)А второй…  деда  моего  Стеклова  какой-то  прапра…  сами  порасспросите  бабушку. (9)Она расскажет. (10)У неё даже какие-то письма хранятся.  (11)Мишка с Ильёй остолбенели: как? (12)И немедленно понеслись к Анне Александровне. (13)Санина бабушка заломила бровь:

– (14)Да, были в родстве.

(15)Как все люди её поколения, она избегала разговоров о прошлом, даже столь  отдалённом,  и  отвечала  суховато.  (16)Рассказала,   что   Михаил  Сергеевич  Лунин   был   братом   её   прабабки  и   что   дед  Стеклов  –  потомок  Сергея  Петровича  Трубецкого.  (17)Его   сын   жил   на   Большой  Никитской. (18)Сама  она  кровного  родства  с  Трубецкими  не  имеет,  а  вот  Саня  –  их

потомок по женской линии…

(19)Тут Мишка возмутился: 

– (20)Саня, и ты молчал? (21)Да всякий бы гордился! – Мишка смотрел на друга  изменившимся  взглядом.  –  (22)Это  же  про  них:  (23)«Во  глубине сибирских руд…» и всё такое…

(24)Но  Саня,  которого  Анна  Александровна  с  детства  перекормила  этими историями, был равнодушен к своим земным корням. 

 (25)Анна  Александровна  попросила  внука  поставить  чайник,  а  сама достала  из  буфета  сушки  и  сухари.  (26)Чай  пили  в  молчании.  (27)Мишка с Ильёй  молчали,  переживая  открытие,  что  давно  и  хорошо  знакомые  люди состоят в таком высоком родстве, и даже ощущая свою сиюминутную близость к великой истории.

(28)Анна  Александровна  тем  временем  встала  и  удалилась  за  ширму. (29)Скрипнула  дверца  шкафа,  и  она  внесла  и  поставила  на  стол  объёмную шкатулку,  обитую  золотистым  гобеленом,  а  из  неё  достала  драгоценную книгу,  изданную  в  Лондоне,  в  Вольной  русской  типографии  Герцена в 1862 году, – «Записки декабристов». –  (30)Вот.  (31)Руки  помойте  и  листы  переворачивайте  с  осторожностью. (32)История  у  нас  в  России,  вне  всякого  сомнения,  непростая,  но  то  время было  не  самым  худшим, в  нём  было  место  и  благородству,  и  достоинству,  и чувству чести.

(33)Мишка раскрыл книгу на случайном месте и прочитал вслух:

– (34)«Тяжела мысль быть обязанным благодарностью человеку, о котором имел такое худое мнение».

(35)Анна  Александровна  мельком  взглянула  на  открытую  страницу, улыбнулась торжествующе. 

– (36)Вот о том я и говорю. (37)Это Сергей Трубецкой пишет после допроса.

(38)А допрашивал его сам государь Николай Павлович. (39)Он ужасался, как мог князь более знатной семьи, чем Романовы, пойти против власти царя. 

–  (40)Анна  Александровна,  а  кто  из  декабристов  самый…  –  Мишка запнулся,  хотел  сказать  «лучший»,  но  это  было  бы  слишком  по-детски,  – любимый?

(41)Анна  Александровна  полистала  книгу.  (42)В  неё  было  вложено несколько  репродукций.  (43)Вынула  вырезанный  откуда-то  портрет  на пожелтевшей бумаге.

– (44)Вот. (45)Михаил Сергеевич Лунин.

(46)Мальчики  склонились  над  портретом.  (47)Они  уже  видели  это  лицо  – в коллекции Ильи, но там он был молод, а здесь лет на двадцать старше. 

–  (48)Его  не  было  в  Петербурге,  когда  произошло  выступление.  (49)Его доставили  в  Петербург  из  Варшавы.  (50)Он  был  один  из  организаторов Северного общества, но к этому времени отошёл от заговорщиков.

(51)Мишка  думал  о  Лунине  несколько  дней.  (52)Написал  стихотворение «На смерть героя». 

(53)Для  друзей  это  была  самая  красивая,  самая  героическая  страница русской  истории.  (54)Так  ребята  под  руководством  Виктора  Юльевича, учителя литературы, тренировали ум и сердце.

(По Л. Улицкой)*

*Улицкая  Людмила  Евгеньевна  –  современная  писательница,  лауреат литературных премий в России  и за рубежом.  Автор романов, рассказов, очерков,  пьес;  сценарист,  переводчик.  Фрагмент  взят  из  нового  романа «Зелёный шатёр» – книги о любви, о судьбах, о характерах.

План работы         Рабочие записи

I.         Вступление I. Главные понятия в высказывании: язык – средство человеческого общения; язык и мышление.

В одном из толковых словарей сказано, что язык – это система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. В этом определении – подтверждение мысли

А. А. Реформатского.

II. Основная часть.

            II. Аргументы. 1. Функция общения в тексте Л. Е. Улицкой наиболее ярко прослеживается в диалоге (предложения 5-10, 30-40)

2. Каждое предложение текста несёт информацию,  какую-то мысль. Предложение 32 как бы суммирует главную мысль текста.

Сочинение

    В высказывании А. А. Реформатского говорится о самых главных функциях языка: о языке как средстве общения между людьми и о тесной связи языка с мышлением, ведь всякую мысль мы облекаем в слова, строим из слов предложения. В справедливости этого утверждения, я думаю, легко убедиться, анализируя любой текст.

    На мой взгляд, в художественных текстах функция языка как средства общения между людьми наиболее ярко выражается в диалоге, ведь он передаёт живую речь героев. Так происходит и в отрывке из книги Л. Е. Улицкой. В форме диалога построены предложения 5-10, 30-40.

Л.Е. Улицкая рассказывает о том, как ученики постигали «самую  красивую,  самую  героическую  страницу русской  истории» – историю декабристского восстания. Каждое предложение текста несёт информацию,  какую-то мысль. Обратимся, например, к предложению №  32, оно  как бы суммирует главную мысль текста: «История  у  нас  в  России,  вне  всякого  сомнения,  непростая,  но  то  время было  не  самым  худшим, в  нём  было  место  и  благородству,  и  достоинству,  и чувству чести».

  Я думаю, мы убедились в правоте мыслей А. А. Реформатского о функциях языка. Язык – это средство человеческого общения и система словесного выражения мыслей.

Сочинение № 2

C2. Напишите  сочинение-рассуждение,  раскрывая  смысл  высказывания  известного российского лингвиста  А. А. Реформатского: «… язык может выражать эмоциональное состояние говорящего, волю, желания, направленные как призыв к слушающему».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами

А. А. Реформатского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не  оценивается.  Если  сочинение  представляет  собой  пересказанный  или

полностью  переписанный  исходный  текст  без  каких  бы  то  ни  было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.  

Текст из вариант № 1114.  Государственная (итоговая) аттестация  по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2011 год.

(1)Я даже вообразить не мог, какое произведу впечатление на бабушку и  маму  сообщением  о  том,  что  наша  библиотекарша  никакая  не библиотекарша.  (2)Она  заслуженная  артистка  республики,  ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию. (3)Всю жизнь танцевала в Мариинке.

(4)Особенно  ликовала  мама.  (5)Бабушка  просто  ахала,  а  мама  от восторга  места  себе  не  находила.  (6)Я  её  такой  за  всю  войну  не  видел.

(7)Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там  повели  в  театр,  на  балет.  (8)Это  была  сказка  «Щелкунчик».  (9)Какие изумительные  были  костюмы,  музыку  исполнял  огромный  оркестр, наверное,  человек  сто  музыкантов.  (10)А  сам  театр!  (11)Мраморные колонны,  пол,  по  которому  страшно  ходить,  потому  что  он  похож  на

стеклянный…  (12)Этого  не  забудешь  вовек.  (13)И  всё-таки  главное  – артисты:  балерины  в  юбочках  из  прозрачной  ткани,  танцоры, выскакивавшие, когда надо было поднять балерину.

   – (14)Как, – удивлялся я, – прямо в воздухе?

   – (15)Конечно! – радостно смеялась мама. 

(16)И  ещё  выяснилось,  что  балерины  танцуют  на  пальчиках,  редко стоят на всей ступне, да и то очень изящно. (17)И мама показала, как стоят балерины: подтянулась, даже, кажется, выше стала, и одну ступню вплотную приставила  к  другой,  ровно  посредине.  (18)Тут  мама  одну  руку  вскинула, что-то  тихонько  замурлыкала,  какую-то  мелодию,  и  давай  руками

размахивать.

– (19)Ладно, ладно! – рассмеялся я. – (20)Расскажи лучше, как же они на пальцах танцуют.

–  (21)У  них  специальные  тапочки,  –  успокоилась  мама,  –  белые  или розовые, представляешь? 

(22)Она подошла к столу, разлила по тарелкам завариху, села, взялась за ложку, зачерпнула ею еду. (23)Мама поднесла было ложку ко рту, но вдруг положила её обратно и заплакала. 

– (24)Что теперь с театром-то? (25)Вдруг разбомбили? (26)Что же они творят?

– (27)Фу, как ты меня напугала, – сказала бабушка.

(28)Мама ничего не ответила. (29)Ела завариху, вовсе не замечая еды. (30)Наверное,  ушла  обратно  в  свой  чудесный  театр.  (31)Пусть,  если  ей  так там нравится. (32)Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну.  (33)Пусть  побудет  ещё  немного  в  своей  отдалённой  памяти,  в  золочёном дворце, где показывают балет. 

(По А. Лиханову) * 

*Лиханов  Альберт  Анатольевич  –  современный  детский  и  юношеский писатель. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит  через  десятки  произведений:  повести  «Звёзды  в  сентябре», «Благие  намерения»,  «Русские  мальчики»  и  другие.  По  роману  «Последние холода» снят одноимённый фильм.

План работы         Рабочие записи

I.         Вступление «… язык может выражать эмоциональное состояние говорящего, волю, желания, направленные как призыв к слушающему». Одной из функций языка является  экспрессивная функция, которая помогает передать эмоциональное состояние человека, силу проявления чувств, переживаний, эмоций.

II. Основная часть.

            Аргументы. 1. Предложение № 4, 5 – радость, восторг, ликование мамы, узнавшей о приезде балерины, а в 23-ем – её настроение меняется, она расстроилась, представив, что, возможно, её любимый театр разбомблен.

2. Предложение № 20 выражает призыв («расскажи»), а побудительные предложения №31, 33 – желание мальчика, чтобы мама, хотя бы в воспоминаниях, побыла немного счастливой.

Сочинение

   Язык – величайшее чудо, с помощью которого мы можем не только общаться между собой, он помогает нам, говоря словами А. А. Реформаторского, «выражать эмоциональное состояние говорящего, волю, желания, направленные как призыв к слушающему». Речь идёт об одной из важнейших функций языка – экспрессивной. Мне кажется, очень ярко эта функция речи прослеживается в тексте А. А. Лиханова.

    На протяжении всего повествования мы видим, как меняется настроение его героев. В предложение № 4, 5 глаголы-сказуемые   «ликовала», «ахала», выражение «от восторга места себе не находила» рисуют радость, восторг, ликование мамы и бабушки, узнавших  о приезде балерины  их любимого театра. Но  в 23-ем  предложении настроение мамы меняется, она огорчена, представив, что, возможно, её любимый театр разбомблен.

   «Волю, желания, направленные как призыв к слушающему» мы можем обнаружить, обратившись к предложениям №20, 31, 33. Глагол  «расскажи» в двадцатом предложении выражает призыв, а побудительные предложения №31, 33 показывают  желание мальчика, чтобы мама, хотя бы в воспоминаниях, побыла немного счастливой.   Итак, мы убедились, что одна из важнейших функций языка – экспрессивная. С помощью речи мы можем передать информацию, выразить чувства и эмоции,  оказать воздействие на собеседника.

Сочинение № 3

C2. Напишите  сочинение-рассуждение,  раскрывая  смысл  высказывания  лингвиста А. А. Мирошниченко: «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Мирошниченко

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не  оценивается.  Если  сочинение  представляет  собой  пересказанный  или полностью  переписанный  исходный  текст  без  каких  бы  то  ни  было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.  

Из варианта № 2. Тренировочная работа №2  по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. МИОО. 2009.

  (1)Как-то  Дима   взялся  читать  «Большую  энциклопедию».  (2)И

неожиданно  остановился.  (3)Между  страницами  лежал  исписанный незнакомым  почерком  лист:  (4)«Письмо  1972  году.  (5)Домашнее сочинение ученика 9-го класса «Б» Владимира Платова». 

  (6)Дима  прочитал:  (7)«Дорогая  Валя,  учительница  хочет,  чтобы

мы обращались к году. (8)А я обращаюсь к тебе, живущей в том самом году!   (9)За тридцать лет произошло главное: я получил ответ на вопрос, который мучил меня в школьные годы: (10)«Кого она все-таки любит – Лешку Филиппова или меня?» (11)Теперь-то я  знаю, что ты любишь меня.  (12)А  с  Лешкой  болтала  на  переменках  просто  потому,  что  вы оба занимались в литературном кружке. (13)Никогда  не  думал,  что  мечты  могут  сбываться  с  такой математической  точностью!  (14)Мы  работаем  с  тобой  в  одной больнице,   сегодня   вместе  оперировали  больного…(15)Потом вернулись домой к нашим детям, Вале-маленькой и  Сереже...».

(16)На этом письмо обрывалось.

   – (17)Бабушка!  –  крикнул Дима.

(18)Бабушка появилась на пороге. (19)Говорили, что когда-то она

была  веселой.  (20)А  потом  стала  тихой…  в   тот  февральский  день1945 года, когда пришло известие о гибели ее сына Володи.

– (21)Это… его сочинение, – сказал Дима.

(22)Бабушка  осторожно  прикоснулась  к  листку,  прочитала.

(23) Потом  еще  раз…(24)Дима  ждал,  а  она  все  водила  глазами  по строчкам, и Диме казалось, что это не кончится никогда. (25)Тогда он спросил:

– (26)А где эта Валя?

– (27)Валя? (28)Как и раньше… живет  над нами.

– (29)Она вышла замуж за Лешку? (30)Стала хирургом?

–  (31)Ее  мужа  зовут  Алексеем  Петровичем,  –  ответила

бабушка.   -  (32) Он  преподает  литературу.  (33)Валя  же  стала

настоящим  педиатром:  она  приходила  ночью,  когда  ты  заболел… (34) Их сына зовут Володей…(35)Вечером Дима спустился вниз и стал дежурить... (36)Она подъехала на  белой машине с красным крестом. – (37)Вам письмо! (38)Она  удивилась,  но,  раскрыв  чемоданчик,  достала  очки.

(39)«Лишь бы никто не вошел и не помешал ей!» – думал Дима.

(40)Она  сняла  очки…  (41)И  медленно  пошла  вверх  по  лестнице,

забыв, что в доме есть лифт.

–  (42)Скажите,  пожалуйста…–  срывающимся  голосом  крикнул

вдогонку Дима.  – (43)Вы любили его?…

– (44)Я любила его. (45)И я ему навсегда благодарна.

– (46)За что?  – спросил Дима.

– (47)За все, –  тихо сказала она. – (48)За все…

(По А. Алексину)*

*Анато́лий Гео́ргиевич Але́ксин— советский писатель, драматург.

План работы         Рабочие записи

I.         Вступление Устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки, смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.

Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем.

II. Основная часть

            Аргументы. 1. Предложение № 7 -№15 – «Письмо 1972 году».  Давным-давно погиб человек, написавший эти строки, но через пространство и время дошли до адресата  мечты Владимира Платова.

2. Предложения 42-48 –диалог, нужный в художественном тексте  для воспроизведения устной речи.  Каждая реплика диалога имеет черты устной речи, особенно  предложения № 46, 47, 48. Это неполные предложения, которые свойственны устной речи, без контекста их содержание было бы непонятно.

III. Вывод    Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. При всём своём различии, они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости.

Сочинение

    Лингвист А. А. Мирошниченко пишет: «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». Действительно, язык существует в двух формах: устной и письменной. Устная речь предполагает наличие собеседника, может сопровождаться жестами, мимикой, определённой интонацией, которые показывают реакцию слушателя. Письменная речь графически закреплена, она обычно обращена к отсутствующему. Основная функция письменной речи – служить средством общения между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем.  Общее и различное между письменной и устной формами речи, как мне кажется, очень хорошо прослеживается в тексте А. Г. Алексина.

    Давным-давно погиб Владимир Платов, когда-то написавший «Письмо 1972 году» , но случайно сохранившийся между страницами энциклопедии лист через пространство и время доносит его мечты, его признание в любви к однокласснице Вале. И построена это послание по законам письменной речи: здесь есть сложные синтаксические конструкции (предложение № 9), «говорящие» пунктуационные знаки – восклицательные (предложение 9, 13),  вопросительный (№ 9), многоточие (№ 14,15).

   А предложения 42-48 –диалог, нужный в художественном тексте  для воспроизведения устной речи.  Каждая реплика диалога имеет черты устной речи, особенно  предложения № 46, 47, 48. Это неполные предложения, которые свойственны живому общению, без контекста их содержание было бы непонятно.

    Итак, мы убедились, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. При всём своём различии, они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • И.Б.Т.К.С. МГУ Невельского
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0